На главную / Аналитика/ Как оценить эффективность инвестиционной стратегии
03.05.12

Как оценить эффективность инвестиционной стратегии

Яков Шляпочник, председатель совета директоров «Норд-Капитала»Последний год показал убытки по ключевым российским индексам РТС и ММВБ, и многие вкладчики, державшие деньги в ПИФах российских акций, также потеряли свои вложения. В то же время ряд инвестиционных стратегий в разы превысил доходность по индексу. Какие выводы необходимо сделать и как выбрать ту стратегию, которая покажет желаемую доходность в новом году?

Очень часто управляющих спрашивают, какой подход инвестирования выбрать — пассивный или активный. Первый обеспечивает низкие издержки и ликвидность. По мнению многих экспертов, при четко направленных рыночных движениях активное управление не в состоянии обеспечить добавленную стоимость, которая бы оправдала связанные с ним повышенные издержки. С другой стороны, в периоды волатильности и неопределенности активный подход может значительно увеличить результативность. В основе пассивных стратегий лежит так называемый подход «купил и держи», суть которого заключается в приобретении некоего финансового продукта на какой-либо срок, в конце которого инвестор либо получает прибыль от купленного продукта, либо нет. Отличительная же особенность активных стратегий — высокая частота совершения сделок, которая позволяет не следовать движениям индекса и зарабатывать даже при падении рынка. Конечно, подобные стратегии требуют профессионализма управляющего и постоянного контроля с его стороны, однако в то же время только они позволяют добиваться поставленных инвестиционных целей вне зависимости от ситуации на рынке. В сегодняшних условиях все большей глобализации экономики именно активные подходы к управлению портфелем становятся более привлекательными и выгодными для инвесторов.

Относительно новым направлением в развитии активных подходов к управлению является использование в основе инвестиционных стратегий методов алгоритмической торговли. Суть таких стратегий заключается в том, что сначала управляющий разрабатывает методологию, формализует идеи в голове и затем переводит их в определенный алгоритм, который при необходимости может корректироваться. Также закладываются четкие механизмы ограничения рисков, такие как стоп-лосс. Все это позволяет сделать инвестиционный процесс более прозрачным и предсказуемым.

Одно из основных преимуществ использования алгоритмических стратегий — минимизация влияния человеческого фактора на оперативное принятие решений о сделках, а также возможность извлечения прибыли из гораздо большего количества сценариев. Применение таких стратегий дает возможность получать результаты, существенно превышающие по абсолютной величине среднерыночную доходность как на падающем, так и на растущем рынке.

Несмотря на перечисленные выше преимущества, нельзя забывать, что активный подход в любом случае, даже при хорошем риск-менеджменте, достаточно рискован. В том числе поэтому среди инвесторов большим спросом до сих пор пользуются консервативные стратегии, в основе которых лежит подход «купи и держи». В качестве консервативных инструментов могут быть использованы также структурированные продукты с возможностью 90-100%-ной защиты капитала.

Когда инвестор встает перед выбором, куда вложить свои средства — в пассивные или активные стратегии, лучшем решением, на мой взгляд, будет комбинация этих двух подходов.

Проблема оценки потенциала той или иной стратегии заключается в том, что, опираясь на одну лишь информацию о доходности стратегии в прошлом, невозможно строить предположения о том, покажет ли она подобный результат в будущем. К примеру, за год две стратегии показали одинаковые доходности: одна стратегия относилась к классу пассивных, а вторая активно управлялась и реагировала на рыночные изменения. Но если затем рыночный индекс покажет отрицательную доходность, первая стратегия уйдет «в минус», а вторая может продемонстрировать положительный результат. При этом доходность первой будет зависеть от колебаний рынка, а второй — от умения управляющего правильно оценить ситуацию на рынке.

Традиционная методика оценки эффективности базируется на современной портфельной теории, сформулированной в 1950-е гг. Гарри Марковицем (впоследствии — лауреатом Нобелевской премии по экономике). Данный подход позволил применить математический инструментарий для выбора оптимального портфеля ценных бумаг. Основополагающими факторами при определении структуры портфеля здесь являются его ожидаемая доходность и стандартное отклонение, а критерием оценки эффективности выступает соотношение риска и доходности. К группе показателей относится коэффициент Трейнора, показывающий уровень доходности, превышенной по сравнению с безрисковой ставкой, на единицу риска, при этом под риском понимается стандартное отклонение доходности относительно рынка — «бета портфеля». Коэффициент Трейнора можно применять лишь для хорошо диверсифицированных портфелей, так как он рассматривает только риск, присущий всем ценным бумагам и обусловленный общерыночными причинами.

Коэффициент Шарпа, один из наиболее известных коэффициентов, схож с коэффициентом Трейнора. Отличие в том, что в коэффициенте Шарпа под риском понимается отношение среднего дохода к среднему отклонению от этого дохода и притом не учитывается корреляция портфеля с рыночным индексом. Еще один показатель, коэффициент Дженсена, позволяет определить, удается ли управляющему обогнать доходность рыночного индекса. Для этого вводится понятие коэффициента «альфа», который отображает уникальную доходность, полученную за счет активного управления портфелем. Чем выше «альфа», тем большую роль сыграл управляющий в достижении повышенной доходности. Чтобы скорректировать полученную от активного управления доходность с учетом уровня риска, применяется показатель «информационное отношение», учитывающий ошибку следования стратегии за индексом по сравнению с аналогичным периодом в прошлом.

Несмотря на различные методики расчета, все упомянутые показатели позволяют дать более точный ответ на вопрос, была ли стратегия эффективной, а также сравнить различные стратегии между собой. Однако они не позволяют учитывать некоторые поведенческие аспекты рынка, которые сложно объяснить с помощью математического аппарата.

В попытке интегрировать экономико-математические модели и индивидуальное поведение инвесторов возникла постсовременная портфельная теория. В ее рамках для оценки эффективности применяется коэффициент Сортино, в котором реализуются два существенных новшества — возможность сравнения доходности стратегии с минимальным допустимым уровнем доходности, индивидуальным для каждого клиента, а также измерение риска с помощью отклонения доходности «вниз». Данный показатель так же, как и коэффициент Шарпа, показывает уровень доходности на единицу риска, однако, если принимать решения на основе коэффициента Сортино, то оценка становится более точной. К примеру, при сравнении двух стратегий, у одной из которых часто случались отклонения от средней доходности «вверх», а у другой — «вниз», показатели Сортино будут разные, а Шарпа — одинаковые.

Для чего нужна эта информация инвесторам, не являющимися профессиональными участниками рынка? Последний кризис сделал их осторожными и недоверчивыми. Они стремятся к осознанному выбору инвестиционных инструментов, основанному на понимании используемых механизмов и объективной оценке рисков. Поэтому инвесторы при принятии решения все чаще обращают внимание на значения показателей эффективности конкретной стратегии. Именно такой ответственный подход к инвестированию позволяет им в полной мере достичь своих инвестиционных целей благодаря выбору приемлемой для них степени риска.

Источник:
Ведомости

Главная О проекте Реклама Контакты Карта сайта
© 2008 - 2021 Bank-RF.ru - При использовании материалов гиперссылка на Bank-RF.ru обязательна.