![]() |
![]() |
![]() |
|
На главную / Аналитика/ Смогут ли банки нести ответственность по операциям по пластиковым картам
[
![]() ![]() Смогут ли банки нести ответственность по операциям по пластиковым картам
На самом деле, закон не ввел ничего революционного. В жизнь банков, которые давно и активно развивают карточный бизнес, эта норма не привнесла особенной новизны. Первая проблема, которая поднималась в ходе ожесточенных дискуссий, касается механизма информирования клиента об операциях по карте и его обратной связи с банком. Как сделать так, чтобы клиент вовремя получил информацию о транзакции и смог уведомить о несогласии с ней банк, желательно, не затратив на это много времени и денег? Во всех банках развита система оповещения клиентов о расходовании денег с картсчета. Это и традиционная выписка со счета, которую клиент может получать как регулярно, так и по запросу, и sms-информирование и оповещение через интернет-банк. Достаточно выложить уведомление об операциях в «ящик» в системе «банк-клиент» и дать клиенту возможность в любое время иметь к этому ящику доступ в интернете. Вариантов обратной связи тоже множество, но самые быстрые из них, как показывает практика, — это либо звонок в банк, либо связь по электронной почте, которую сегодня можно осуществить практически из любого уголка земного шара. Вторая тема, которая волнует банкиров и их клиентов, — не повлечет ли нововведение роста тарифов на обслуживание. Sms-информирование сейчас — услуга дополнительная, и поэтому во многих банках платная. Если она станет обязательной, банкам придется делать ее бесплатной, и это бремя, как утверждают скептики, ляжет на плечи клиентов. Думаю, этого не произойдет. Многие банки уже сейчас сделали sms-информирование бесплатным, а у других стоимость этой услуги, как правило, незначительна. Вообще, в условиях сильной конкуренции и борьбы за клиентов банки вряд ли позволят себе серьезно повышать стоимость обслуживания. Банк, конечно, всегда сможет объяснить рост тарифов более серьезным уровнем ответственности перед клиентом, но тот, в любом случае, хозяин положения и всегда может выбрать: сохранить отношения со «своим» банком, поднявшим тарифы, или выбрать другой, с более низкими ставками. В-третьих, эксперты высказывают опасения, что эта норма может привести к росту мошенничеств со стороны держателей карт, так как она практически дает клиенту право «передумать» и «отозвать» операцию по карте, потребовав с банка деньги. Однако я уверен, что вала мошенников, желающих поживиться за счет ответственности банков перед клиентами, не будет. За все время работы в карточном бизнесе банкам удалось выстроить достаточно надежную систему пресечения мошенничеств с картами. Во многих банках отлажена работа круглосуточных служб поддержки клиентов, так называемых колл-центров, сотрудники которых принимают звонки клиентов, обнаруживших несанкционированные операции, и по заявлению оперативно блокируют их карты. Получив сигнал о неправомерном снятии денег со счета, банк всегда исследует, в каком месте произошло снятие, где в это время находился клиент (если, допустим, он был за границей в то время, когда деньги были сняты в Москве), не было ли случаев компрометации карты и пин-кода. Если банк после обращения потерпевшего установит, что деньги списаны с его счета незаконно, то он их ему компенсирует. Это сегодняшняя практика, так банки будут работать и после 1 января 2013 г. В большинстве банков уже сейчас функционируют многоуровневые системы мониторинга карточных транзакций, направленные на выявление мошеннических операций и специально разработанные с учетом накопленного банками опыта. Конечно, какие-то недобросовестные клиенты могут попытаться, расплатившись картой, заявить банку, что не делали этого, и потребовать компенсации. Но, повторюсь, каждое заявление клиента банк будет проверять, и в абсолютном большинстве случаев обман можно доказать. Кроме того, банки должны подготовиться к подобному развитию событий, прописав в своих документах, в каких случаях клиент может опротестовать сделку, а также уведомив клиента об ответственности за введение банк в заблуждение с целью мошенничества. В любом случае, такой вид мошенничества будет носить единичный характер. В целом, большинство банков уже давно живут по тем правилам, что прописаны в только что принятом законе. Он лишь формализовал взаимоотношения между банком и клиентом в части ответственности банка за спорные транзакции по картам. Источник: |
|
|||||||
© 2008 - 2021 Bank-RF.ru - При использовании материалов гиперссылка на Bank-RF.ru обязательна.
|
|