На главную / Аналитика/ Микрозаймы было бы правильно поставить под контроль мегарегулятора
16.09.13

Микрозаймы было бы правильно поставить под контроль мегарегулятора

Игорь Коган, зампред совета директоров «Нордеа банк»С начала сентября регулирование всех финансовых рынков объединено под эгидой Банка России, который получил статус мегарегулятора. Поскольку новое ведомство создается на базе ЦБ, можно ожидать, что в сфере банковского регулирования и надзора особых потрясений не будет. Новшества могут касаться взаимодействия банков с другими организациями — инвестиционными, страховыми. Более тщательным станет контроль за финансовыми группами. Все это разумно, предсказуемо и каких-то особых переживаний в среде банкиров не вызывает.

Куда более серьезные перемены могут произойти в тех сферах, которые в прежней системе регулирования контролировались разными надзорными органами либо вообще оставались без внимания. Именно для этих секторов финансового рынка создание мегарегулятора может означать серьезный шаг вперед с точки зрения повышения прозрачности. Прежде всего, речь может идти о микрофинансовых организациях, которые кредитуют граждан порой на малопонятных условиях, в неизвестных объемах, по никем не регулируемым правилам.

ЦБ уже выражает обеспокоенность ростом необеспеченных кредитов населению. Но у регулятора есть информация только о банковских кредитах. При этом уровень кредитной нагрузки на население, генерируемой микрофинансовыми организациями, вообще неизвестен. Можно только по косвенным признакам судить, что эти структуры весьма активны и расширяют свое присутствие на рынке, причем именно тогда, когда заемщики подходят к пределу своих возможностей кредитоваться в банке. Все чаще появляются публикации о том, как заемщики — особенно из небогатых слоев населения, в небольших городках — попадают в капкан кредитной зависимости. Именно на эти группы людей и ориентированы микрофинансовые организации. Их активность может вести к накоплению как социальных проблем, так и рисков для финансовой системы в целом.

Если на одном и том же рынке, предоставляя одну и ту же услугу, работают структуры с разным уровнем регулирования, то рынок определенным образом фильтрует потребителей этой услуги. Жесткое регулирование заставляет банки строго подходить к оценке платежеспособности заемщика. Кто с большей вероятностью обратится за деньгами в микрокредитную организацию? Тот, кто уже закредитован в банке или не имеет убедительных доходов. Тот, кто получил в банке отказ. Тот, кто не хочет утруждать себя необходимыми процедурными сложностями, но хочет получить все «быстро и сейчас».

Можно предположить, что получатели небанковских кредитов в среднем более легкомысленно относятся к процедурам, а, значит, и к обязательствам. Понимая это, микрофинансовые организации, с одной стороны, до предела упрощают условия предоставления кредитов, а, с другой, компенсируют свои риски более высокой процентной ставкой. Возникает своего рода обратный фильтр, который накапливает массив негативных сценариев: менее требовательные, менее обязательные заемщики с неустойчивыми доходами получают более дорогие деньги. Отсюда и различные социальные драмы, о которых пишет пресса.

Но проблема уже может выйти за рамки чьих-то персональных трудностей и превратиться в системную проблему финансового рынка.

Если граждане теряют возможность обслуживать кредиты, то кому они перестанут платить в первую очередь — банкам или микрофинансовым организациям? Это во многом зависит от поведения кредитора, его манеры работать с должниками, а также от размера кредита. Можно предположить, что коллекторская деятельность банков строже регулируется и поэтому носит более цивилизованный характер. Тогда как небанковские кредиты, пусть и некрупные по размеру, и стоят дороже, и возвращаться могут более жесткими способами. То есть, будучи закредитованными выше уровня платежеспособности, люди, скорее всего, сначала перестанут платить банкам. И могут начнать перекредитовываться в ростовщических конторах, где легко получить деньги, но трудно развязаться с нарастающим комом долгов.

Без должного надзора в этой сфере может распространиться серое ростовщичество, что чревато серьезными проблемами. Тут нет чьего-то злого умысла, просто сама система с различными уровнями регулирования создает фильтры и предпосылки для развития подобных сценариев.

Об этих рисках банкиры говорят давно. И вот теперь, с созданием мегарегулятора, появилась логичная возможность решить эту проблему. Укрепление надзора и регулирования в сфере небанковских микрозаймов создаст условия для организаций, работающих цивилизованно, выдавит структуры, тяготеющие к серым или полукриминальным схемам.

Создание мегарегулятора самим своим фактом снимает вопрос о том, в чьем ведении должны находиться микрофинансовые организации. Государство взяло курс на консолидацию надзора за любыми финансовыми операциями. Возникает возможность интегрированного учета и контроля рисков, в какой бы части системы они ни возникали. Все это, безусловно, внушает надежду, что мегарегулятор сможет не только продолжить поступательное развитие банковского надзора и регулирования, но и повысит уровень устойчивости всей финансовой системы.

Источник:
Ведомости

Главная О проекте Реклама Контакты Карта сайта
© 2008 - 2021 Bank-RF.ru - При использовании материалов гиперссылка на Bank-RF.ru обязательна.