|
На главную / Интервью/ Нужна площадка, где игроки рынка могли бы договориться
[ архив ]
27.04.12
Нужна площадка, где игроки рынка могли бы договоритьсяИнновации в банковской сфере — актуальная тема, ей уделяют большое внимание участники рынка, регуляторы. Вопросы применения новых технологий регламентирует новый закон о Национальной платежной системе. Тимур Аитов, исполнительный директор АРБ, эксперт по платежным технологиям и банковским IT, рассказывает о трендах, проблемах и перспективах — Тимур Науфальевич, есть ли какая-то особая специфика инноваций в банковской отрасли? — Банки всегда с осторожностью относятся к любым инновациям. Выиграть, конечно, приятно, и победитель получает многое. Но кто помнит или знает о тех сотнях компаний, которые разорились, предлагая новое, не найдя своего потребителя? Мы же вспоминаем только iPhone и подаем его как пример успешной инновационной деятельности. — Насколько в банковской сфере находит применение такой модный тренд, как «облачные» технологии? — Сам термин «облачная» технология, скорее, маркетинговый прием. «Облако» не что иное, как следующая ступень развития идеи аутсорсинга. Что предлагается? Клиента погружают в «облако» услуг, из которых он может выбрать необходимые для себя в тот или иной момент. Предоставляется доступ к вычислительным мощностям, хранилищам информации, коммуникационным каналам, различным приложениям и для этого не нужно приобретать оборудование, технику, содержать персонал. И удобно, и выгодно — нужно платить только за то, что реально потребляешь. — Какие риски сопутствуют внедрению аутсорсинга в банковской сфере? — В отношении аутсорсинга есть ряд хорошо известных фобий. И что клиентов уведут, и что компания, которая услуги предоставляет, разорится, и прочее. Часто слышу от противников аутсорсинга, что клиенту надо обязательно предлагать комплексную услугу — и свой корпоративный интернет-банкинг надо иметь, и собственный процессинг карт. А вот что содержать процессинг — по большей части дело убыточное, вспоминают, когда это подразделение выделяется в отдельный центр затрат.
— Как сегодня развивается интернет-банкинг? — Выделю одну проблему. Отсутствие системного подхода приводит к тому, что каждый банк стремится создать и использовать собственную разработку. Возьмите сотню банков, предлагающих клиентам сервисы ИБ, и насчитаете примерно столько же технологических решений. Клиентам, имеющим счета в нескольких банках, приходится всякий раз тратить время, чтобы изучить новую систему. Это сдерживает продвижение ИБ в целом. — А мобильный банкинг, можно ли расценить его как пример нежизнеспособной инновации? Некоторые вендоры признают, что эта услуга практически не используется… — Если быть честным, то коэффициент проникновения даже более популярной услуги интернет-банкинга пока тоже невелик. По оценкам HandyBank в среднем по стране это примерно 7%. В Москве, возможно, показатель проникновения выше, близко к среднеевропейскому уровню, но до стран-лидеров типа Канады нам далеко, там уровень проникновения почти 65%, в США — 45%. — В чем здесь проблема? — Проблема и у нас, и за рубежом в отсутствии должной координации игроков, задействованных в цепочке предоставления услуги. Чтобы технология NFC заработала, должны потрудиться и телеком, и банк, и провайдер платежей, и производитель «трубки» должен поучаствовать... — Напоминает басню Крылова «Квартет». А почему производитель не спешит тиражировать телефоны с NFC-модулем? — NFC-модуль может быть разным, по крайней мере трех видов, и рынок должен определиться, какой именно принять за основу. Существуют экономические соображения: если заранее снабдить аппарат NFC-модулем, это повысит стоимость аппарата и снизит его конкурентоспособность. А спроса на такие телефоны нет. Нет и соответствующей инфраструктуры приема мобильных платежей — она появится, когда наберется критическая масса пользователей. Типичная проблема курицы и яйца.
— Вы упомянули, что банкам лучше брать апробированные мировые практики, использовать лучший опыт. Насколько российская банковская система восприимчива по отношению к западным технологиям? — Специфика российской банковской системы связна с деятельностью нашего регулятора. Сильная сторона иностранных IT-систем, связанная с обработкой сделок (так называемая «продуктово-сделочная часть»), нивелируется существенными недостатками в подготовке многогранной российской отчетности, и отсутствием разработчиков в России. — Существуют ли конкретные примеры проникновения иностранных IT-технологий и программного обеспечения на российский рынок? — Я знаю один пример серьезного использования западного софта нашими банками: ВТБ24 успешно инсталлировал американскую систему ProFile, поддерживающую работу розницы. — Какими отечественными ноу-хау может похвалиться российский банкинг? — Наиболее яркие примеры — платежные системы HandyBank и «Золотая Корона». HandyBank признан «Эксперт» РА лучшей отечественной системой интернет-банкинга. В систему HandyBank включено более 80 банков, которые используют ее на принципах аутсорсинга. Каждый новый участник передает свою собственную базу «мерчантов» (контрагентов) в общий котел. Это удобно для клиентов. Таким простым приемом HandyBank встал на второе место по объему этой базы в стране (первое место у Сбербанка). Сейчас HandyBank расширяет свою сферу обслуживания и на клиентов за рубежом. — Как вы оцениваете сегодняшний расклад сил на рынке электронных платежей? Кто доминирует? Велики ли шансы телекоммуникационных компаний потеснить банки? — Регулятор повернулся лицом ко всем игрокам рынка электронных платежей, поскольку они интересны потребителю. Нужны потребителю — значит будут работать. Примерно такую позицию сегодня декларирует Банк России. — Значит, опять война? Продолжение вашей статьи у нас «Битва железных ящиков»?
— Нет, войны не будет. Уверен, что взаимовыгодный тандем телекомов и банков предопределен. Телекомам совсем не нужно, чтобы их клиент транжирил средства своего предоплаченного аккаунта. Денег у клиента обычно немного – хватает на разговоры и недорогой Интернет. А вот когда платежный инструмент в виде телефона с NFC-модулем соединится с настоящим полноценным банковским счетом — это совсем другое дело, тогда можно и счет пополнить, и товар оплатить, и технологию развивать дальше. — А что, в свою очередь, могут предложить банкам телекомы из своих наработок, сервисов? Есть ли тут почва для взаимовыгодного сотрудничества? — Мне представляется интересным использование базы данных телекоммуникационных компаний для адресной SMS-рекламы. Как известно, у телекомов существует техническая возможность отслеживать перемещения абонентов с точностью до 50 метров, не пользуясь никакими конфиденциальными данными, используя как идентификатор только номер телефона. Скажем, мы знаем, что сотовый абонент с определенным номером регулярно с 18.30 до 19.00 проходит мимо станции «Баррикадная». Этот абонент мужчина – в этом можно убедиться, проанализировав входящий и исходящий трафик в день 8 марта. Что еще? Можно примерно оценить уровень его платежеспособности, зная среднюю сумму счета за месяц. — Говоря о тандеме телекомов и банков, чьи шансы управлять этим тандемом предпочтительнее? Какие в связи с этим просматриваются перспективы развития взаимоотношений между этими структурами? — Банк может пойти на крайнюю меру и купить телеком. Так было в Германии. Вполне возможно, что телекомы будут создавать банки при себе. Но нужно ли это? — Сыграете роль свахи? — А что делать? Нужна площадка, где игроки рынка могли бы договориться. До сих пор у нас не было такой межотраслевой организации. Источник: |
|
|||||||
© 2008 - 2021 Bank-RF.ru - При использовании материалов гиперссылка на Bank-RF.ru обязательна.
|
|