|
На главную / Интервью/ Мы идем от пожеланий конкретного клиента
[ архив ]
25.02.13
Мы идем от пожеланий конкретного клиента— Алексей Александрович, год назад вы назначены руководителем блока «Розничный бизнес» в Альфа-Банке. Что пришлось менять: команду, стратегию, структуру? — Команда в банке очень сильная. Я укрупнил сферу ответственности коллег, цель была — повысить ответственность руководителей внутри розницы. У меня теперь меньше прямых подчиненных, но сфера их полномочий серьезно расширилась. Также мы привлекли несколько человек, в том числе во вновь сформированную дирекцию по клиентским впечатлениям. — Каковы приоритеты будущего года? — Их пять. Из них, безусловно, главный приоритет — наши клиенты. Мы рассматриваем бизнес через призму потребностей каждого клиентского сегмента — изучаем их, составляем портрет каждого сегмента. Через понимание клиентов будем строить каналы коммуникации и продуктовую линейку. В первую очередь, важны быстрота и качество обслуживания, выгодные условия и кредитования, и обслуживания. Мы идем не от продукта, который надо продать всем сегментам, а от пожелания к банку конкретного Петра Ивановича из города Челябинска.
В 2012 году мы запустили несколько новых продуктов, которые соответствовали потребностям клиентов, в том числе предложили кредитную карту со стодневным льготным периодом и кредитную карту «Aeroflot — MasterCard — Альфа-Банк» с бесплатным первым годом обслуживания. Кредитование и в новом году будет развиваться довольно быстро, по нашим оценкам на 30–32%, но мы хотим расти быстрее рынка — на 35–40% в сегментах, которые для нас наиболее значимы. Мы ставим цель увеличить долю карт Альфа-Банка до 5% рынка. Мы не навязываем каналы коммуникации — Альфа-Банк известен как один из самых высокотехнологичных. Насколько вы, как руководитель розничного направления, определяете, какие каналы обслуживания нужно развивать и как? Верно ли, что сейчас вы сосредоточились «на телефоне»? — Мнение банка здесь менее значимо, чем мнение наших клиентов, мы не навязываем тот или иной канал коммуникации. На сегодня самое оперативное средство взаимодействия клиента с банком — телефон. Сейчас Wi-Fi доступен во многих точках. Я сам все свои счета оплачиваю с мобильного телефона, сидя за завтраком. Мы хотим быть там, где наш клиент. Если клиенту удобно в телефоне — мы там, если он пишет нам в Facebook, мы ему ответим там же. В этой социальной сети у нас активная площадка поддержки, как и в Twitter, и «ВКонтакте». — Внедрение высокотехнологичных новшеств — дорогостоящее удовольствие. Платные услуги пользуются спросом, окупаются? — Количество россиян, которые пользуются услугами мобильного банка, превышает, по нашим оценкам, миллион человек. Это, может быть, не так много, но, как показывает опыт западных стран, показатель растет по экспоненте. Наша доля рынка в этом сегменте составляет около 20% за счет того, что мы внедрили наше приложение в 2005 году, когда никто этого не делал, причем не только в России. Голландские банки этим занялись в 2008 году, американские — в 2009–2010 годах. Но там темпы роста быстрее, поскольку выше процент проникновения смартфонов. У нас два драйвера: проникновение смартфонов (сейчас — около 20%, с тенденцией к росту) и мобильного интернета, он выше, чем обычного широкополосного. Потенциально клиентская база может скачкообразно развиваться, исходя из этих двух параметров. Многие решения подсказывают клиенты — Кого вы считаете основными конкурентами в борьбе за этих клиентов? — У Сбербанка есть мобильный банк, у Ситибанка. Промсвязьбанк запустил недавно свой сервис. Мы, безусловно, рассматриваем все мобильные приложения, в том числе небанковских организаций, таких как Qiwi, как потенциальных конкурентов. Многие решения нам подсказывают сами клиенты.
— Раз уж заговорили о «терминальщиках»: есть точка зрения, что платежи из этой сферы пора законодательно выводить в более прозрачный банковский сектор. Эффективен ли такой инструмент, как лоббирование? — Сейчас более 90% всех расчетов проводится не по картам. Безусловно, должны появляться законы, которые регламентировали бы, по крайней мере, оплату крупных сумм через карточки безналичным переводом. Это позволит уменьшить ту огромную массу наличных, которая находится на руках. Так постепенно сократится и серая зона. — Активно развивается сегмент p2p-платежей, например, у вас в мобильном банке есть функция переводов Bump, для чего? — Сегмент p2p-платежей, то есть переводов между частными лицами, действительно активно развивается. Пошли два сотрудника пообедать вскладчину, один расплатился наличными, другой ему тут же перевел долг. Функция переводов Bump появилась потому, что банки стали очень скучными и прагматичными, а мы хотим наших клиентов радовать. По той же причине ввели услугу индивидуального дизайна карт, например, с фотографией семьи или любимой кошки. Продавать в соцсетях не умеет никто — Насколько это безопасно? — Все регулируется личной системой лимитов. Вдобавок, каждому переводу сопутствует СМС-сообщение. Как минимум, при совершении переводов нужно ввести одноразовый код. С моей точки зрения, достаточно безопасно. — Говорят, у вас усложненная система паролей. — Мы стремимся найти баланс между безопасностью и удобством. Можно сделать очень удобно, но небезопасно, либо наоборот, но слишком сложно. Мы экспериментируем. Например, для входа в интернет-банк «Альфа-Клик» был восьмизначный пароль, а сейчас — 6 символов. Были буквы, сейчас только цифры: это удобнее, поскольку клиенту раньше приходилось переходить на латиницу и обратно. — Развиваете ли вы мобильный эквайринг с помощью кард-ридеров? — В Америке есть Square, и это очень успешный продукт. Недавно мы запустили, совместно с «Билайн Бизнес», Visa и Pay-me, инновационное решение в области мобильной коммерции для приема платежей по банковским картам — мобильный терминал оплаты Pay-me. Это считывающее устройство, присоединяемое через разъем к смартфону или планшетному компьютеру. Оно позволяет любому торгово-сервисному предприятию принимать безналичные платежи от клиентов-держателей банковских карт в любом месте и в любое время. Владельцы малого бизнеса оснащают устройством курьеров, например, доставщиков пиццы или суши. Информация в смартфоне зашифрована, что гарантирует удобство и безопасность расчетов. — Вы упомянули о работе с клиентами в соцсетях. Это имеет финансовый смысл или тоже завлекушки-веселушки, причем довольно затратные? — «Социальная» коммуникация с клиентом, в любом случае, имеет финансовый смысл, ведь она работает и на удержание действующих клиентов, и на увеличение их активности в потреблении продуктов и услуг банка, и на привлечение новых клиентов. Альфа-Банк не вкладывал в соцсети каких-то больших денег. На сегодняшний день официальные площадки Альфа-Банка в соцсетях — это качественный и удобный для наших клиентов информационный канал, в рамках которого мы можем регулировать вовлеченность пользователей в новости банка. С другой стороны, это уже и полноценный канал обратной связи — параллельно работе, например, колл-центра. Нередки случаи, когда пользователь «приходит» на площадку банка за советом: какая карта выгоднее, для чего нужны пакеты услуг и т.д., а потом возвращается уже в статусе клиента. Или получает необходимое решение проблемы, после чего становится настоящим «адвокатом бренда».
Другой вопрос, что пока не существует адекватных методов измерения бизнес-эффективности работы в социальных сетях. Также не всегда очевидны возможности ее прямой монетизации. Впрочем, мы нашли для себя решение — это бизнес-приложения. Сегодня нами, например, в «Одноклассники» интегрирована целая система — «Онлайн-платежи», сразу на нескольких ресурсах доступен сервис переводов с карты на карту — все это работает на увеличение транзакционной активности, так что мы будет продолжать работу в этом направлении. Ставки должны снижаться — Петр Авен говорит, что у Альфа-Банка нет конкурентов среди частных банков. Постепенно обретают очертания как розничные банки Сбербанка и ВТБ, так и альянс банка «Открытие» и Номос-Банка. Что меняется, становится сложнее? — Мы рассматриваем как конкурентов всех, кто выше нас по рейтингам или развивается темпами, опережающими наши. Мы очень внимательно смотрим за проектами госбанков и ряда частных банков, включая Номос-Банк и Промсвязьбанк. Позицию крупнейшего частного банка мы никому не намерены отдавать. Наша цель иметь долю рынка не менее 5% в тех направлениях, где мы видим наш «фокус»: кредитные карты, кредиты наличными, потребительское кредитование, счета клиентов до востребования. — Скажем, у одного из конкурентов высокие проценты по остаткам на картах. Вы перенимаете опыт такого рода? — Банки не должны соревноваться, кто больше заплатит по тому или иному продукту, поскольку, в конечном итоге, такая практика ведет к удорожанию денег. И клиенты того же банка получат кредитный продукт по гораздо более высоким ставкам. А как говорит нам президент нашей страны, чтобы задышала ипотека, должен появиться рынок долгосрочного финансирования, а ставки должны снижаться. — Звучит логично, но для этого должны, видимо, быть и государством усилия предприняты, например снижение ставки рефинансирования, выделение под эти проекты «длинных» средств из госфондов, или я не права? — Это так. В нынешних условиях, что мы точно не планируем, это конкурировать с теми, кто платит больше. Главное — дать клиенту качественную услугу. — Поправьте, но запуск Bump и прочих мобильных сервисов тоже весьма затратен и также входит в стоимость конечных продуктов. — Мы интегрально рассматриваем взаимодействие, предлагаем клиенту пакет услуг. Кроме карточки или счета сразу в нескольких валютах, клиент получает мобильный банк и интернет-банк, возможность пользоваться всеми сервисами. Невозможно высчитать, что конкретная услуга стоила столько-то. У нас нет задачи окупить конкретную услугу, мы строим успешный и масштабный бизнес. И я знаю банки, где розница убыточна. — Как поменяют рынок розничные дочки госбанков с их куда более дешевыми деньгами? — Они начали уже работать в сегменте потребкредитования. — Офисы и телефон — пережитки ХХ века, и надо развивать интернет и мобильные точки продаж? Как вы считаете, за какими каналами будущее? — Мне кажется, что это модные спекуляции, в которые я не верю. В сентябре 2012 года американцы провели исследование, какие каналы выбирают клиенты. Выяснилось, что если в 2011 году это был Интернет, то в 2012 году излюбленным каналом снова стало отделение. Клиенты хотят видеть реальных людей, получать от них консультации. — Исходя из вашей логики, Сбербанк непотопляем и вне конкуренции. Мы видим на рынке усиление всех госбанков, и нынешняя конфигурация рынка приводит к разорению мелких, отсутствию конкурентоспособных частных и уходу зарубежных банков. — Сбербанк я воспринимаю как данность. Что касается иностранных банков, то те из них, где я работал, — Райффайзенбанк и ОТП Банк — присутствуют на рынке и достаточно успешны. — Вы ушли в Альфа-Банк, поскольку в предыдущем банке вам было несколько сложнее в полной мере «развернуться»? — ОТП Банк с новыми акционерами добился больших успехов и в картах, и в потребкредитовании. На этапе, когда я уходил, банк приносил четверть прибыли всей группы, хотя в 2006 году этот показатель был равен нескольким процентам. Это история успеха. Я проработал в этом банке 4,5 года и благодарен акционерам и своей команде за возможность развиваться. Текст: Екатерина Кац Источник: |
|
|||||||
© 2008 - 2021 Bank-RF.ru - При использовании материалов гиперссылка на Bank-RF.ru обязательна.
|
|