|
На главную / Интервью/ Нужно ускорять скоринг, повышая его точность
[ архив ]
27.02.14
Нужно ускорять скоринг, повышая его точность— Максим, ОТП называют «шубным» банком, потому что у вас можно быстро получить кредит на шубу. Что вы считаете наиболее важным для IT в таком банке? — Особенность нашей IT-архитектуры определяется в первую очередь национальным масштабом бизнеса банка. В зависимости от сезона у нас работает до 30 тыс. агентов по продаже потребительских кредитов. Соответственно, каждый из них использует приложение банка, что создает беспрецедентную нагрузку на все IT-системы. При этом спонтанная покупка должна поддерживаться очень быстрым принятием решения и бизнес-процессом по выдаче кредита. Как следствие, перед нами всегда стояла задача — обеспечить максимальную скорость и эффективность принятия решения и выдачи кредита. Тем более что в последнее время конкуренция усиливается, в 2013 году на рынок POS-кредитования вышло большое количество банков, многие из них уже создали необходимые с точки зрения как бизнеса, так и IT, платформы, чтобы в этом году заработать в полную силу. Поэтому, с одной стороны, нам нужно ускорять процесс, а с другой — повышать точность управления рисками. — Задача звучит как невыполнимая. — Да, но с определенными допущениями она выполнима. Мы уже отчасти изменили процесс, позволив клиенту при предварительном одобрении сразу получить распечатанный и подписанный договор и карту. И только в случае, если по дополнительным проверкам мы видим, что заемщик неблагонадежный, то можем просто не активировать ее, не перечислить средства. То есть решения, которые сочетают высокую скорость и эффективное управление рисками, мы уже применяем. — В этом, наверное, вам очень помогает опыт Георгия Чесакова, пришедшего около полугода назад на пост председателя правления, а ранее работавшего в банке «Тинькофф кредитные системы»? Известно, что ТКС Банк использует, например, анализ cookies клиента как часть скоринга. — Не могу сказать, что технологии этого банка являются последними ноу-хау в области скоринга. У всех есть свои конкурентные преимущества. Но если говорить о cookies, мы пошли значительно дальше и уже давно. Способы получения дополнительной информации о заемщике все совершеннее. Мобильные операторы и сотрудничающие с ними компании начинают предлагать услуги, которых не было еще в прошлом году — например, дополнительная проверка по номерам телефонов — активен ли номер, когда он был активирован, передавался ли кому-то этот номер в последнее время. Конечно, можно использовать и социальные сети, причем уже есть сервисы, которые предоставляют агрегированную информацию. — Означает ли усиленное внимание к профилю клиента, что вы будете использовать какие-то платформы для обработки «больших данных»? — У нас есть хранилище, исторически накапливающее очень большие объемы данных, которые используются, в том числе при анализе рисков. Но в данном случае я бы не сказал, что на объеме делается основной акцент. Мы, скорее, ищем какие-то новые источники уникальных данных, которые можем получить извне, дополняя их теми знаниями о клиентах, которые у нас уже есть. А информации у нас очень много — ведь ОТП Банк входит, наверное, в топ-5 банков России по количеству когда-либо подававших заявку на кредит клиентов. — Сжимается ли IT-бюджет банка в связи с тем, что потребительское кредитование в целом входит сейчас в более депрессивный период? — В абсолютных цифрах наш бюджет по сравнению с прошлым годом не пересматривался. На то есть несколько причин. Основная — два года назад банк начал смену технологической платформы. У нас был очень разрозненный — и по продуктовому, и по географическому принципам — ландшафт АБС. Поэтому банк решил перейти на единую платформу от компании «ЦФТ». Этот проект рассчитан на два года. Вторая его часть приходится на 2014 год, поэтому мы просто не можем позволить сокращение инвестиций. К счастью, из девяти экземпляров старых АБС восемь мы уже заменили, остался еще один. — Есть ли уже результаты централизации АБС? — Да, есть, и существенные. По всем продуктам, которые используются в классической сети с отделениями, мы уже заменили старые АБС на новую, и поэтому унифицировали существенную часть разрозненных продуктов, различных тарифов, продуктовых линеек, которые исторически были созданы в банке и могли существовать в филиалах. Унифицирована и та часть обслуживания, которая относилась к межфилиальным расчетам и расчетам с ЦБ. Это все происходит в одной системе по единым правилам, и здесь банк уже получил вполне ощутимые выгоды благодаря повышению эффективности использования персонала бэк-офиса. В середине 2014 года мы планируем полностью завершить миграцию по всем продуктам, включая карточные, и после этого получим основной рычаг для оптимизации. — А насколько унифицирован ваш фронт-офис? — В этом смысле ОТП Банк очень положительно отличается от многих банков нашей «категории» тем, что у нас действительно есть единый фронт-офис. Еще в 2008 году банк инвестировал в его создание, и вся сеть POS использует одно приложение по всем продуктам. Это решение, работающее через браузер и построенное на основе платформы Siebel. Более того, я не буду обсуждать вопросы авторских прав, но нам известно, что наше решение почти в таком же виде было скопировано рядом банков. — Как вы относитесь к тенденции перехода взаимодействия с клиентами в электронные каналы? ОТП Банк использует доработанную венгерскую систему, достаточно ли она адаптирована для российского пользователя? — С точки зрения динамики развития банковского рынка Россия существенно уступает Западу. Но даже если посмотреть на последние результаты исследований в США, то заметно, что сейчас установился баланс между тем, сколько контактов совершает средний банковский клиент с банком в онлайне и вне его. Ясно, что перевес на стороне электронных каналов, но даже сильные онлайн-банки перестали закрывать отделения, потому что клиенты все равно их посещают, причем не только для получения ипотечного кредита. Считается, что молодое поколение предпочитает только онлайн. Это не так. Молодые люди используют только онлайн, потому что являются потребителями определенных продуктов. По мере взросления их поведение с точки зрения потребления банковских продуктов меняется, у них появляются другие, более сложные и комплексные продукты, поэтому появляется и взаимодействие в классической сети. — Говорят, что чем времена тяжелее, тем большее значение играет аналитика, потому что надо более вдумчиво строить бизнес. Развиваете ли вы сейчас BI для принятия управленческих решений? — Да, у нового руководства, безусловно, в этом смысле прогрессивный подход: принятие решения в первую очередь основывается на данных, и порой достаточно детальных. — И что дальше? Выйдет приказ: теперь все пользуемся новым аналитическим инструментом? — Не дай бог! Если все будет организовано именно таким образом, то это выброшенные на ветер деньги. Недавно мы создали институт, который по-английски называется data governance committee (по-русски, может быть, это можно назвать «комитет по управлению данными»). Его задача — построение того самого унифицированного слоя данных. В этот комитет, возглавляемый председателем правления, входят представители всех дивизионов бизнеса, и они сами планируют более прагматичные задачи на понятный временной горизонт — как правило, в контексте крупных проектов, где важным результатом является элемент создания единого слоя данных. — CIO часто говорят, что бизнес не понимает всей ценности IT, не видит преимуществ, которые могут дать ему технологии. Чувствуете ли вы, что роль IT в банке меняется? — Безусловно, немаловажно со стороны руководства понимание того, что стоит за подобного рода полемикой между IT и бизнесом, и того факта, что за фразой «IT не понимает, не успевает или не делает» на самом деле скрыто очень много важных деталей. — Как на происходящие в банке изменения смотрит венгерское руководство, насколько оно вмешивается, диктует свои правила? — Со стороны Будапешта мы получаем серьезную поддержку. Особенно это ощущается в области инвестиций в IT, потому что у нас есть большое количество групповых глобальных договоров на предмет как программного, так и аппаратного обеспечения. Работая по этим договорам, мы получаем существенные скидки и уникальные условия, которые в России мы вряд ли смогли бы получить как отдельный банк. Текст: Игорь Костылев Источник: |
|
|||||||
© 2008 - 2021 Bank-RF.ru - При использовании материалов гиперссылка на Bank-RF.ru обязательна.
|
|