01.10.12

ВТБ: Алексей Яковицкий: «Главное отличие нашего форума «Россия зовет!» — большое количество иностранных портфельных инвесторов»

Банк ВТБ (ОАО)— Наша беседа проходит в преддверии инвестиционного форума «Россия зовет», который организует ВТБ Капитал. Какие темы будут приоритетными в этом году?

— Это центральное для нас мероприятие, мы уже в четвертый раз его проводим. По традиции мы ожидаем участие президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина. Он, надеемся, откроет наш форум. Традиционно это одно из центральных событий на рынке, это уникальный форум, на который мы привозим сотни иностранных инвесторов, очень много российских инвесторов. Менеджмент российских компаний, члены правительства, общественные деятели — все активно участвуют в работе форума, который длится три дня.

В этом году мы ожидаем оживленные дискуссии как по общемировым вопросам, вопросам, связанным с перспективами разрешения кризиса в еврозоне, потенциальным замедлением в Китае, ситуацией с американской экономикой, в целом прогнозом по мировым финансовым рынкам, так и большого разговора о России, связанного с планами нового правительства, с планами приватизации, с макроэкономической ситуацией в России, с тем, насколько Россия готова к кризису, и будет ли он, и каким глубоким он будет. Мы видим рекордный интерес инвесторов, несмотря на достаточно непростую ситуацию на рынках, которую мы наблюдаем с начала года. Интерес очень большой, и мы надеемся на большой успех.

— Если говорить о целевой аудитории, то она такая же, как, например, в Сочи, в Санкт-Петербурге или в этом году во Владивостоке, или у вас своя аудитория?

— Главное отличие нашего инвестиционного форума от форума в Санкт-Петербурге или форума в Сочи — это большое количество иностранных инвесторов, прежде всего портфельных инвесторов. Как со стороны долговых инструментов, так и со стороны рынка акций. Вот это, пожалуй, самое большое отличие. Второе интересное отличие нашего форума — два формата: формат пленарных заседаний и формат, как мы называем, встреч «1 на 1» или в небольших группах, где инвесторы, прежде всего портфельные, могут повстречаться и задать интересующие их вопросы менеджменту российских компаний, владельцам российских компаний и членам правительства.

— На подобных форумах, вообще везде в России, мы говорим о том, что нужно улучшать инвестиционный климат, привлекать иностранных инвесторов. Тем не менее, мы видим цифры оттока капитала — по этому году ожидается 65 млрд. долларов. Как вы считаете, мы что-то делаем не так? Нет идей, в которые можно вложить деньги? Либо что-то отпугивает инвесторов?

— Здесь нужно понимать, что отток капитала — многофакторное явление. В конкретном случае, конкретной ситуации, о которой мы сейчас говорим, большое значение имеют, например, агрессивные покупки валютных средств российскими компаниями. Поэтому когда смотрят на отток капитала, это не всегда просто физический вывоз денег из страны, это не нужно так просто воспринимать. Что также нужно понимать — это то, что мировая ситуация очень сильно влияет на поведение иностранных инвесторов. Естественно, при усилении кризиса в еврозоне, новых озабоченностей по поводу американской экономики инвесторы, и прежде всего иностранные, пытаются бежать домой, что называется, и поэтому продают российские активы, продают рублевые активы. Безусловно, в условиях замедления роста мировой экономики и в целом недостатка инвестиционных ресурсов по миру на некие недостатки нашего инвестиционного климата, некие болезни, которые существуют в России, инвесторы начинают обращать более пристальное внимание, они становятся к ним более чувствительными.

— Что можно сделать, чтобы все-таки этот процесс замедлить или прекратить?

— Правительство очень четко обозначило свои приоритеты. Это структурные реформы и приватизация, направленная на снижение доли государства в экономике, это и меры по снижению административных барьеров, которые были озвучены и которые сейчас претворяются в жизнь. Все эти меры, безусловно, должны привести к некому улучшению инвестиционного климата в России.

— Вот вы заговорили о приватизации. Не так давно прошло SPO «Сбербанка», полтора года назад подобную транзакцию делал ВТБ. Как вы оцениваете результаты двух крупнейших банков страны? Вообще насколько сильно подобные транзакции влияют на инвестиционный климат в нашей стране?

— Вы совершенно правы. Группа ВТБ была пионером в новой стратегической волне приватизации в России. В начале прошлого года мы успешно разместили 10% капитала на публичном рынке, подняли более 3 млрд. долларов. Коллегам из «Сбербанка» — их с этим можно поздравить — в принципе удалось в значительной степени повторить наш успех. Они, как и мы, нашли окно на рынке — после 2008 года, в общем то, рынок не такой хороший. Не так легко продавать инструменты зарубежным инвесторам, особенно акции.

Поэтому выбор окна, оптимального окна — это очень важный фактор. «Сбербанку», как нам кажется, это удалось, они разместились по неплохому мультипликатору. Мы разместились немножко выше полтора года назад. В целом их можно с этим поздравить. Это очень важная сделка в целом для рынка. Это первая приватизационная сделка нового правительства, и она создает очень позитивный фон для дальнейшей реализации программы приватизации, которая, как мы знаем, достаточно амбициозна и крайне необходима для как привлечения новых средств в нашу экономику, так и для общего улучшения инвестиционного климата.

— Как вы считаете, это окно, которым воспользовался «Сбербанк», сейчас захлопнулось? Ждут ли другие российские компании на мировом рынке? Будут ли у «Сбербанка» последователи в ближайшее время?

— На самом деле они уже появились — несколько более мелких компаний попытались воспользоваться возможностью и тоже выйти на рынок, достаточно успешно. Мы ожидаем еще несколько размещений. Насколько долго продлится это окно? Те меры, которые сейчас принимают страны Евросоюза, вселяют осторожный оптимизм в краткосрочной перспективе, идет серьезный вброс ликвидности как американскими властями, так и европейскими, и это не может не сказаться на опять же неком краткосрочном позитиве на рынке. Но основные проблемы — структурные проблемы мировой экономики — остаются неразрешенными, и разрешение их займет, естественно, годы. Поэтому на ближайшие годы можно говорить именно об окнах, форточках, больших окнах, маленьких окнах, которые будут появляться. Для правительства, для команды, которая занимается приватизацией, очень важно правильно их диагностировать, готовить компании к приватизации и выводить их на рынок тогда, когда эти возможности будут появляться.

— Что касается ситуации в мировой экономике, судя по опросам последних Barclay’s и Bank of America, сейчас главный страх инвесторов не Европа, а ситуация в американской экономике. Вы согласны с этим мнением? Насколько критична ситуация в Соединенных Штатах?

— Я бы не стал так драматизировать. Естественно, в преддверии выборов, есть опасения некого фискального паралича. Такие краткосрочные опасения существуют. В зависимости от того, кто победит на выборах, инвесторы строят разные прогнозы по рынку и по тому, как будет развиваться ситуация в американской экономике. Но не будем забывать, что это самая большая экономика мира, это самый ликвидный рынок, это мировая резервная валюта. И это все-таки дает основания полагать, что до такой степени драматизма, о которой вы сказали, ситуация не дойдет.

— На какой стадии мы сейчас находимся? Мы на стадии восстановления, мы выходим из предыдущего кризиса, или же мы готовимся ко второй волне кризиса?

— Я предпочел бы говорить о том, что мы выходим из кризиса. Выход из кризиса занимает намного больше времени, чем это предполагалось, он очень неровный, очень пологий, и, наверно, таким и останется какое-то время. Связано опять же с теми структурными проблемами, которые копились в мировой экономике, и дисбалансами, которые копились в предшествующие годы.

— Хотелось услышать ваше мнение тоже про российскую экономику. Может быть, обрисуете самый пессимистичный сценарий, который вам видится, и оптимистичный.

— Самый оптимистичный сценарий очень прост: кризис заканчивается, и все опять расцветает. Но он, к сожалению, нереалистичен. Что касается пессимистичного, то это, конечно, углубление кризиса в еврозоне, это полномасштабный банковский кризис в еврозоне, это на каком-то этапе паралич системы кредитования в Европе. Это, безусловно, вызовет очень серьезное падение экономики.

Естественно, будет падение спроса на российские товары, соответственно, замедление и падение российской экономики, ослабление рубля, притом что Россия в целом очень неплохо готова — насколько это вообще возможно, быть готовым к кризису. И у правительства большой опыт на основе того, что было в 2008 году. И валютная позиция по-другому выглядит, и другая политика ЦБ в отношении рубля, банковская система неплохо капитализирована — какие-то проблемы банковской системы при таком пессимистичном сценарии все равно возникнут. Но это не является на настоящий момент базовым сценарием. Просматривается траектория если не выхода, то хотя бы некой контролируемой стабилизации ситуации. Это позволяет надеяться, что максимально пессимистичный сценарий не реализуется.

— Если говорить о федеральном бюджете, идет много споров вокруг возможного дефицита. Как вы считаете, каким должен быть потолок дефицита федерального бюджета, и из каких источников его финансировать?

— Я бы сказал просто: в России принято бюджетное правило, что очень прогрессивное и правильное решение. Как вы знаете, размер превышения расходов над доходами ограничен примерно 1% ВВП, и сама формула расчета этого процента довольно консервативная. Что опять же вселяет оптимизм и уверенность в том, что та стабильная макроэкономическая ситуация, которая в России была предыдущие более чем 10 лет, продолжится и будет бережно охраняться правительством. Поверьте, это очень большое благо в сегодняшнем мире. Это то, за что инвесторы готовы платить очень серьезные деньги, за эту макроэкономическую стабильность. Источники финансирования самые разнообразные: это и внешние заимствования, если рынки будут позволять, это и внутренний долг. Здесь опять же правительство будет ориентироваться на те источники, которые будут доступны в каждый конкретный момент, безусловно, будут принимать наиболее экономически оправданные решения.

— В последние годы ВТБ Капитал активно наращивает свое присутствие на зарубежных рынках. Вы открываете свои представительства. Как вы оцениваете результаты работы этих представительств за минувшее время?

— Вы совершенно правы. Мы, в общем то, с первого дня создания ВТБ Капитала были международной группой. Мы давно присутствуем в Лондоне, мы открылись за эти годы в Соединенных Штатах, мы открылись в Азии (в Гонконге и в Сингапуре), на Ближнем Востоке (в Дубае), у нас есть представительство в Восточной Европе (в Софии). Мы самая международная российская финансовая группа. Мы очень довольны результатами нашего регионального развития. Теперь у нас сотни сотрудников в Лондоне, мы построили успешную дистрибуцию российского риска, прежде всего публичных продуктов для иностранных инвесторов в этих крупных городах, Соединенные Штаты Америки нас радуют. Мы стратегически смотрим и на азиатское развитие — прежде всего, это связано с нашим оптимизмом по поводу сотрудничества России и Китая. Китай, став крупнейшим торговым партнером России в последние годы, станет и очень крупным партнером на финансовых рынках. Не присутствовать в Азии крупная российская группа просто не может себе позволить. Мы здесь одни из пионеров.

— Возможное замедление экономики Китая вас не пугает?

— Замедление приходит и уходит, а наш бизнес остается. Мы, безусловно, подстраиваем наши планы, наши инвестиции, наше поведение под те рыночные реалии, которые существуют на настоящий момент, но стратегически наш взгляд на Азию и на Китай, безусловно, неизменен.

— Хочется услышать совет от профессионала, может быть, для физических лиц, для простого инвестора: какие активы вы считаете наиболее привлекательными и доходными в сегодняшней ситуации?

— Всегда есть соблазн что-то рекомендовать, особенно физическим лицам и инвесторам. Постараюсь от него удержаться. Скажу только, что при принятии решений инвестировать средства в что-либо более рискованное и менее надежное, чем банковские депозиты, нужно четко себе представлять, что вы делаете, нужно понимать те риски, которые вы на себя берете, что может случиться с вашими деньгами, ну, и хотя бы примерно разбираться в тех активах, в которые вы планируете инвестировать.

— Спасибо за интервью!

— Спасибо вам!

ВТБ: Алексей Яковицкий: «Главное отличие нашего форума «Россия зовет!» — большое количество иностранных портфельных инвесторов»

Источник:
Банк ВТБ (ОАО) 


12.08.14
12.08.14
12.08.14
11.08.14
11.08.14
08.08.14
08.08.14
08.08.14
08.08.14
07.08.14
07.08.14
06.08.14
06.08.14
05.08.14
05.08.14
Главная О проекте Реклама Контакты Карта сайта
© 2008 - 2021 Bank-RF.ru - При использовании материалов гиперссылка на Bank-RF.ru обязательна.